Сочинение-эссе на тему  « Герои моей малой Родины»

Каждый человек с рождения больше всего на свете любит свою страну и место, где он родился и вырос. Для меня моя малая родина – это  моё село. Меж невысоких гор и холмов находится неведомо как возникшее в далёком прошлом моё родное село Сокур. Мне интересно было узнать о том, когда и как зародилось наше село, об известных людях, которые были родом из нашего села. Поэтому я собирала информацию    из многих источников, в частности по рассказам  своей прабабушки, которая слышала это от  своих предков.

Село Сокур по своему происхождению – довольно необычное старинное поселение. На околице села при въезде в него со стороны города Саратова стоит указатель ,на котором обозначено , что основание села Сокур относится  к 1717 году. По воспоминаниям сторожил нашего села, название « Сокур» происходит от названия породы деревьев « осокорь», которые преобладали в здешних местах. Среди старожилов  села до второй половины 20 века были распространены украинские фамилии  с  окончанием на « о» : Алексенко, Бондаренко, Доценко и др, Менее распространёнными, но также часто встречающимися фамилиями были: Бортновский, Дубовский, Жаворонский, Хорольский и т.д  Сокурские украинцы с гордостью подчёркивали своё древнее происхождение .

На две неровные половины село делит небольшая речка  Сокурка, впадающая в Чардым. Вдоль речки по широким, но неровным и извилистым улицам с названиями: Капкас, Вакульевка, Смолянка, Слепая, Коноваловка, Марьевка, Выселки и другие – издавна селилось в основном украинское население . Позже приезжавший в село люд селился у южного въезда в село. Место это называлось Рущина.

Основной достопримечательностью Сокура около двухсот лет считается огромный кирпичный  храм, расположенный в центре села. Он считается памятником архитектуры конца 18 века – начала 19 века. Долгое время здание  находилось  в плачевном состоянии, но несколько лет назад его отреставрировали. По праздникам в нём проходят службы.

Другой достопримечательностью села является сельский клуб, размещённый в одноэтажном кирпичном здании бывшего земельного банка, построенного в середине 19 века, во время Земских реформ.

Северо–восточная сторона  села – это  невысокие горы. Самой высокой считается Серковая гора, в названии которой  заложено имя атамана  Серко — единомышленника  легендарного атамана Кудеяра. Кудеярова гора, где  по преданию захоронен атаман Кудеяр и его награбленные богатства, располагается  у села Лох, в 15 км от села Сокур.

Первое знакомство с селом можно закончить упоминанием о большом  лесе Диброве. Лес  во все времена был предметом гордости селян. Он также обеспечивал их нужды строительными материалами, дровами. грибами, сеном и ягодами.

Закончив небольшой рассказ о селе, я бы хотела рассказать о человеке, который родился и жил в  нашем селе. О нём я узнала  из книги, на  которую случайно наткнулась в сельской  библиотеке.

Это ветеран труда Саратовского авиапредприятия, известный авиатор, который прошёл путь от авиационного техника, старшего инженера до заместителя командира авиаотряда  — Анатолий Иванович Жаворонский.  Он является автором двух книг по истории Саратовского авиапредприятия.

Родился  Анатолий Иванович  в нашем селе, в деревянном доме с соломенной крышей, находящемся  на улице Большой (сейчас это улица Босова), в нескольких километрах от церкви  4 августа 1931 года. Родители Анатолия Ивановича были из сельских крестьян-бедняков.  Отец  19-летним парнем был призван на военную службу. Воевал за Советскую власть на стороне красных, был ранен в ногу  и демобилизован. В 1920 году отец женился на своей ровеснице , трудолюбивой и весёлой односельчанке.  Они обвенчались в  сельской церкви, жили дружно. В семье было пятеро детей, но выжили в жестокий, голодный 1933 год  только трое: сестра Вера (1925 г), брат Виктор (1928 г) и маленький Толя (1931 г). Основные заботы по дому, семье,  хозяйству легли на плечи матери, особенно тяжело было в годы Великой Отечественной войны. Но как говорит сам Анатолий Иванович,  не предполагал, что она проживёт до 90 лет.

В 1939 году в восьмилетнем возрасте Анатолий Иванович впервые переступил порог местной школы. В своей книге он с уважением вспоминает свою первую учительницу – Зинаиду Николаевну Лаврову.  В школе Анатолий Иванович учился прилежно, в то время многие  педагоги были выходцами  из Автономной республики немцев  Поволжья.

На всю жизнь, как он сам вспоминает в своих записях, в его памяти сохранился день 22.июня 1941 года. Шёл сильный  ливень, когда они с ребятами бегали по лужам,  к ним подошёл какой-то  человек и сказал: «Ребята! Бегите по  домам и скажите родителям, что началась война». Мальчишки не сразу поняли, что произошло. Отца через месяц  призвали  Красную Армию. Село наполняли беженцы из районов Украины и Белоруссии.  В 1944 году получив  похоронку на   отца, Анатолий  решил бросить школу и пошёл работать в колхоз. Он освоил работу прицепщика тракторной бригады.

В 1945 году, когда закончилась война, Анатолию было 14 лет. Окончив десятилетку в 1949 году по причине слабого материального положения, Анатолий не делал попыток поступить в высшие учебные заведения города Саратова. По примеру многих сельских парней, решил связать свою судьбу с лётным училищем гражданской авиации, которое находилось в городе Красный Кут.

Приёмная комиссия  тогда работала в Саратовском аэропорту. Анатолия принял председатель приёмной комиссии, одобрил его выбор и дал направление на   медицинскую комиссию. Но медицинскую комиссию он не прошёл и не был принят в лётное училище.

Конечно, ему было обидно, что его друг, с которым он вместе поступал, прошёл, а  он нет, но сдаваться Анатолий не хотел и принял решение сдать документы в Троицкое авиационно-техническое училище ГВФ (Гражданский воздушный флот). Вызов на учёбу он получил в середине 1949 года.

Анатолий был зачислен в 103 учебный взвод 3-й роты училища. Первый учебный год курсанты  жили без удобств: матрасы и подушки набиты соломой, теснота, зимний холод.  Но нытья и жалоб не было и в помине. Все жили между собой дружно. Обучение в училище Анатолий  закончил вполне успешно, и в 1952 году 12 апреля на выпускном вечере получил выпускные документы, погоны техника-лейтенанта ГА (Гражданской Авиации). По распределению его направили в город Куйбышев, в Волжское управление ГВФ. Куйбышевский аэропорт тех времён являлся базовым аэропортом Волжского управления ГВФ. Его работа состояла в техническом обслуживании самолётов.

Женившись, в 1952 году  Анатолий Иванович переезжает в Саратов и поступает на работу в Саратовское  авиапредприятие ГВФ. В его обязанности входило  своевременно и высококачественно обслуживать проходившие через аэропорт транзитом самолёты.

Затем он был назначен на должность старшего инженера лётного отряда, а с мая 1966 года он полностью перешёл на партийно-политическую работу в Саратовском объединённом авиаотряде.

52 года  Анатолий Иванович проработал в  коллективе Саратовских авиаторов. Он с гордостью рассказывает о своих друзьях, коллегах,  с которыми связана его жизнь.

Анатолий Иванович  Жаворонский  автор книг: «В небесах  и на земле», «Память жива», « В ногу с жизнью».

В своей книге «В небесах  и на земле» автор изложил историю Саратовского авиапредприятия ГА, книга «Память жива»  — это документальные очерки из жизни авиаторов, а книга « В ногу с жизнью» — это автобиографические записки авиатора.

Мне интересно было  узнать об этом человеке. Мы никогда не должны забывать о наших земляках и рассказывать о них нашим  потомкам.

Спасибо нашим  землякам, нашим замечательным труженикам, которые по- своему делают историю, внося свой посильный вклад  в  развитие  нашей страны.

Проходят дни, бегут года, и где – то, там и тут,

Шумят большие города, дороги вдаль ведут.

Но сколько б ни было дорог и беспокойных дней,
Всегда России уголок живет в душе моей.