Региональный конкурс «Открой малую РОДИНУ по-новому»
Направление: «Герои моей малой Родины»
Вся жизнь — служение народу!
Автор:
Джаквалиева Рената
учащаяся 10 класса,
МОУ «СОШ п. Нива
Питерского района
Саратовской области»
Научный руководитель:
Ткаченко Светлана Геннадьевна,
учитель географии и экологии
МОУ «СОШ п. Нива
Питерского района
Саратовской области»
Адрес: 413312, п. Нива
Питерского района
Саратовской области,
ул. Первомайская, д.5
Саратов 2020
Содержание
Содержание……………………………………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………………………………
Глава I. Страницы из детства……………………………………………………………..
Глава II. Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!……………….
Глава III. Награда высшая – людей признанье………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………………………….
Введение
Актуальность.
Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого. Нам, жителям поселка « Нива», есть чем гордиться на кого равняться и с кого брать пример. Особую гордость испытывают люди, если в их поселке жили или живут известные личности. Вот и мне захотелось узнать, кто из моих земляков внес свой вклад в развитие села. Кто прославил его? Вот основные вопросы, которые заинтересовали меня и послужили основанием для исследовательской работы.
Я хочу рассказать о человеке, чья вся долгая жизнь связана с селом, человеке с большой буквы, сельском враче Кустовой И.З.
Цель работы: показать вклад сельского врача Кустовой И.З.в развитие поселка Нива Питерского района Саратовской области.
Задачи исследования:
1. Провести беседу с родственниками и коллегами Кустовой И.З.
2. Изучить имеющийся материал в сельском музее;
3. Провести исследование личного дневника, статей в периодической печати, проанализировать архивные источники информации.
4. Обобщить все найденные сведения в исследовательской работе;
5. Раскрыть значение труда Кустовой И.З. для жизни поселка, района;
6. Создать на школьном сайте страничку о проведенной исследовательской работе;, оформить уголок в школьном музее.
7. Продолжить работу по выбранной тематике.
— Собрать документальные, письменные, фотографические материалы
— Развивать любознательность, интерес к историческому прошлому родных мест; воспитывать патриотизм и любовь к родному краю.
— Формировать опыт исследовательской деятельности.
Гипотеза:
В моем селе есть знаменитые люди, чей труд и вклад мало кому известен. Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину , может качественно повысить уровень патриотизма, положительно повлиять на формирование личности.
История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.
Методы исследования: поисково-исследовательский, аналитический, метод опроса, интервью.
Научная новизна: работа ориентирована на изучение малоизвестных сведений из биографии земляков.
Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения краеведческого материала. Материал можно использовать на уроках окружающего мира, истории, краеведения, а также для проведения внеклассных мероприятий.
Обоснование выбора темы. Название темы говорит само за себя. Собранный материал позволяет окунуться в прошлое и взглянуть на настоящее.
Объект исследования. Информация, полученная во время встреч и бесед с И.З. Кустовой, людьми, знающими её; семейный архив и личный дневник Кустовой И.З., архивы газеты «Искра».
Как жаль, что медиков певцы не воспевают —
Они ведь, что ни день, больных людей спасают!
Василий Ершов
Глава I. Страницы из детства
Живёт на земле человек. Думает, любит, страдает. В часы жизненных испытаний к нему приходит мысль: для чего всё это? Но всё, же стремится утвердиться, увековечить себя не в жизни, так в памяти. Сельский врач… Какими словами можно передать его каждодневный труд? Сельский врач, не совершивший заметного подвига, на самом деле совершает его постоянно, с утра до ночи и с ночи до следующего утра. Утомительный, ежедневный, ежечасный, ежеминутный и совершенно незаметный подвиг.
Кустова Ираида Захаровна (в девичестве Беркетова) родилась 4 февраля 1934 года в селе Агафоновка. Питерского района Саратовской области. (Рис 1) Отец Беркетов Захар Викторович работал в колхозе бухгалтером, мама Мария Александровна учителем начальных классов в сельской школе. Ираида росла в многодетной семье. Сестра Лина, брат Николай и Александр были старше неё. Они сражались с немецкими оккупантами в годы ВОВ. Брат Александр был убит снайпером 9 мая 1945 года. Детство Ираиды Захаровны пришлось на годы войны. Но разве это можно назвать детством? Вспоминая военные годы со слезами на глазах она рассказывала, как работала на плантации. Сначала караулила рассаду, потом вместе со взрослыми сажала ее и все лето пропалывали. На плантацию ходили пешком без обуви. Старались идти по пыли, чтобы не напороться на колючки. «Утром мама намажет ноги сметаной, чтобы не трескалась кожа от «цыпок» и весь день на солнцепеке работали наравне со взрослыми», — рассказывала она. В 1942 году школу закрыли и передали ее под эвакуационный госпиталь, куда свозили раненых из-под Сталинграда. Дети ходили заниматься на дом к учительнице. Голодали, ели семена лебеды, выливали сусликов, после уборки ночью бегали на поля собирать оставшиеся колоски. Это было рискованно, за это тогда сажали в тюрьму. Самым ярким воспоминанием того времени было объявление о Победе над Германией. Плясали от счастья все – и взрослые , и дети. Радость победы омрачило известие о гибели в Берлине старшего брата Адександра от рук снайпера 9 мая 1945 года.
Глава II. Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!
В 1951 году, после окончания 8 класса, Ираида уехала учиться в Энгельс в медучилище по специальности фельдшер-акушер. (Рис 2) В 1955 году был досрочный выпуск из училища на целинные земли. (Рис 3) Так Ираида Захаровна попала в совхоз № 2 (потом уже его переименовали в Малоузенский).
Здесь же в совхозе она встретила свою судьбу, будущего мужа Николая Петровича Кустова. Он работал шофером на бензовозе. В 1956 году они сыграли свадьбу. В браке прожили 58 лет. Детей у них не было.
25 мая 1955г. была назначена на должность заведующей ФАП сменив Буевского Е.С., который ушел на пенсию. Работала 1,5 года одна, успевая обслуживать население численностью более 3000 человек. Детей до 14 лет было 617, в школе – 249,детском саду – 120.
Совхоз был многонациональный. Кроме русские жили казахи, татары. удмурты, немцы, чехи, чуваши и т.д. Работать приходилось много. Совхоз Малоузенский представлял тогда самое большое хозяйство в Питерском районе, который состоял из центральной усадьбы, 2 ферм, 14 животноводческих точек, удаленных от центральной усадьбы от 7 до 22 км. Да еще 9 полевых бригад, которые также удалены на большое расстояние от совхоза. Электричества на точках не было, да и на центральной усадьбе давали свет с 5 часов вечера до 24часов. Днем в совхозе работал дизель-генератор, дававший электричество, а после 12 часов ночи его отключали и уже тогда в случае надобности пользовались керосиновой лампой. Дорог с твердым покрытием не было, да и машин тоже. На все хозяйство было 3 машины: в ГАЗ 51, бортовая и «Летучка» у директора ГАЗ — 69. Зимой и осенью в распутицу можно было доехать д районной больницы на тракторах ДТ-54 чтобы доехать до районного центра уходило 6 часов. Тяжело больных и рожениц доставлять в больницу было проблематично. Зимой доставляли больных в райцентр на тракторе в прицепных санях.
Люди жили в 4-х бараках и землянках с глиняным полом. Жили по 10-15 человек. Школа и клуб были саманные. Очень ветхие. (Рис 4) Детский сад расположили в приспособленном помещении. МЦ-пункт состоял из двух маленьких комнат с неотапливаемым коридором. Отопление было печное, топили кизами, чурками. Медицинские инструменты кипятили на керогазе. За медицинским пунктом были закреплены две лошади на которых выезжали по животноводческим точкам, бригадам. Кучера не было. Ездили еще на повозках запряженными верблюдами. Посреди телеги лежала бочка с горючим, а медики сидели рядом. (Рис 5) Ездить было особенно трудно зимой. Дороги нет, ориентир держали на ветелки которые росли на прудах. Там рядом жили люди. Работать приходилось много. Не одна ночь не проходила без вызова. Что только не приходилось делать!!! Ведь фельдшер на селе он должен знать все болезни, правильно поставить диагноз и оказать помощь. Тяжело было особенно первые годы. Ни телефона, ни рации не было. Посоветоваться было не с кем. Фельдшеру много раз за день приходится менять специализацию. Вот и зубы удаляла и уши промывала, из глаз извлекала инородные тела, швы накладывала. Только операции не делала. На особом контроле были беременные женщины и дети. Но надо отдать должное Ираиде Захаровне, ни одного случая детской смертности при родах в ее практике не было, а за время работы их было более 600. Где только не приходилось их принимать, — рассказывала Ираида Захаровна. Роды (а их было по 5-6 в день) в основном проходили на дому. Даже во время свадебных обрядов ей пришлось принимать их. Однажды даже в курятнике.
. Самое большое внимание в работе уделяли профилактике населения, санитарии, диспансеризации, флюробследованию, донорству. Благодаря современным прививкам детям, взрослым, ушли в историю страшные заболевания как корь, дифтерия, тиф, столбняк, чума и другие. Читали постоянно лекции в клубах, школах, детских садах. Готовили санитарные дружины. В то время свирепствовала малярия. Приходилось делать подворные обходы с санинструктором и поить больного препаратами, чтобы быть уверенными, что каждый житель получил медицинское лечение. С представителями санэпидстанцией обрабатывали пруды от малярийного комара.
В 1957 году Поминов В.В.. стал заведующим ФАПом. В августе этого же года приехала фельдшер Сотникова (Борзунова) Раиса Григорьевна. Ираида Захаровна к тому времени работала акушеркой. В 1960 году Поминов В.В. окончил курсы зубного врача и переехал жить в Мироновку, а она стала заведовать ФАП до ухода на пенсию. Кустова И.З. была требовательным и простым в общении, внимательным руководителем. Думается, что в этом помогали такие присущие ей личностные черты, как убежденность в правоте своего дела, твердые принципы, высокая дисциплинированность, чувство долга, ответственность перед людьми. Фельдшерско-акушерский пункт , который возглавляла И.З.Кустова, был показательным. Любая проверка никогда не заставала врасплох. (Рис 6)
В 70-х годах началось строительство жилых домов. Построили школу , клуб, детский сад, контору и магазин. Один дом выделили под ФАП с паровым отоплением. (Рис 7) На ФАП открыли физиотерапевтический кабинет, приехал зубной врач. Первую машину на ФАП дали только в 1988 году , за год до ухода на пенсию. Это был вездеход «ГАЗ-66» с будкой, в которой были лежачие места, где можно было даже делать операции. На этой машине можно было попасть в любую погоду во все отделения совхоза. До райцентра была уже асфальтирована дорога.
Так и проработала она до самой пенсии с одной записью в трудовой книжке. В 1989 году И.З.Кустова ушла на заслуженный отдых. (Рис 8)
Глава III. Награда высшая – людей признанье
За время своей работы Ираиду Захаровну неоднократно награждали почетными грамотами исполкома областного Совета депутатов, облздрава, обкома КПСС, облсовпрофа, обкома ВЛКСМ, РК КПСС, райисполкома. (Рис 9) Дважды ее портрет был помещен на районную доску Почета. Ее труд оценен на самом высоком уровне. Приказом министра здравоохранения СССР № 153-Н от 13.04.1983 года Ираида Захаровна Кустова награждена значками «Отличник здравоохранения СССР». (Рис 10) Также она награждена медалями «Ветеран труда», (Рис 11) «За освоение целинных и залежных земель», знаком «Ударник 9-й пятилетки» (Рис12), знаком «Ударник 10-й пятилетки» (Рис 13), «Ударник коммунистического труда». (Рис14)
Но самой ценной наградой считает уважение людей.
Давно на заслуженном отдыхе Ираида Захаровна, но нет-нет, да и обращаются к ней за консультацией и помощью земляки. Это на их глазах и памяти днем и ночью свято выполняла свой служебный долг эта женщина всегда спешащая на помощь. Не многие теперешние молодые рискнули бы выдержать те суровые условия: без дорог, транспорта, с керосиновой лампой и керогазом, печным отоплением, круглосуточно одной быть начеку. Да еще и успевать общественной работой заниматься.
Она был удивительным человеком. Меня поразило то, что в душе Ираида Захаровна — поэт. Во время своего общения с людьми она могла рассказать о каждом сельчанине всю подноготную так, словно читала стихи. Образно, красиво, с чувством. По словам тех, кто её знал, была неординарным человеком: начитанным, эрудированным интеллектуалом, и при этом очень по-доброму относилась к людям, независимо от возраста и занимаемого положения. Речь была простая , богатая ,народная, но иногда шутливая. Каждому находила нужные слова . Иногда сопровождала свою речь стихами. Стихами собственного сочинения. (Стихи Приложение 15)
Казалось бы несколько листов исписано, а уместилась целая жизнь – яркая, беззаветно преданная своему раз и навсегда избранному делу. Практически это исторический отрезок времени, где есть место периоду освоения целинных земель, укрупнению и обогащению хозяйств района, их развитие и процветание. И за скупыми строками повествования трудовой жизненный путь замечательной женщины, Отличника здравоохранения СССР Ираиды Захаровны Кустовой, которая всю свою жизнь посвятила благороднейшему делу – заботе о здоровье сельчан.
Умерла она от тяжелой и продолжительной болезни 6 мая 2018 года оставив яркий след в истории поселка и сердцах людей. Похоронена она рядом со своим мужем Кустовым Николаем Петровичем с которым прожила около 60 лет.
Заключение
История страны состоит из историй жизни отдельных людей, которые не всегда известны всей стране и не совершили грандиозных исторических подвигов, а своим кропотливым каждодневным трудом преумножали богатства своей страны, создавали мощь своей Родины. Они не думали о том, что о них узнают, и будут помнить, передавать их имена из поколения в поколение, они просто работали на благо людей, живущих рядом. Я поняла, что героев и уважаемых людей не надо искать на страницах газет, журналов, передачах по телевизору. Эти люди рядом с нами, и нам надо об этом помнить и стараться больше уделять им внимания. Ими по — праву может гордиться район. Думаю, я доказала гипотезу изучив биографию и деятельность Кустовой Ираиды Захаровны . Жизнь и трудовая деятельность Ираиды Захаровны достойны восхищения и преклонения. Мы, подрастающее поколение, должны помнить их. Я надеюсь, что её имя войдет в список книги «Книга Почетных граждан Саратовской области».
. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о человеке, оставившем значимый след в истории нашего государства, моей малой родины.
Список литературы:
- Семейный архив и личный дневник Кустовой И.З.,
- Архивы газеты «Искра».
- Воспоминания коллег и односельчан
Приложение
Песня о России
1. Где найдешь страну на свете
Краше Родины моей
Все края земли в расцвете
Без конца простор полей
Припев
Светит солнышко на небе ясное
Цветут сады, шумят поля
Россия вольная, страна прекрасная
Российский край, моя земля
2. Разгромили, одолели
В ратном деле и труде
Разогнали вражьи силы
Побеждаем мы везде
Припев
3. Нашей силы молодецкой
Нет ей края и конца
Богатырь народ российский
Славит Родину всегда
Припев
Прил. 15